Первый документ, которым должен поинтересоваться пациент, пришедший на прием к специалисту по эстетической медицине — сертификат о специальности хирурга. Если специалист предлагает не банальную операцию (например, круговой подтяжки лица), то поинтересуйтесь у него вторым документом — удостоверением о прохождении курсов усовершенствования по определенному разделу пластической хирургии (например, пластической хирургии лица или пластической хирургии молочных желез).
Затем проверьте лицензию клиники на практику по хирургии. Кроме этого, пациенту нужно навести справки о хирурге, клинике, узнать отзывы пациентов. Помочь навести справки также можно в Ассоциации пластических хирургов. Тогда вероятность некачественных услуг пластической хирургии будет сведена к минимуму".
На что обратить внимание в договоре. Хороший специалист — это много, но еще не все. Как говорится, "и на старуху бывает проруха". Поэтому, чтобы было с кого спросить, если услуга будет предоставлена некачественно, рекомендуется заключить с медицинским учреждением, где будет проводиться операция, письменный договор. "В договоре должно быть четко прописано, какую именно услугу вам собираются предоставить, ее стоимость, какой результат она может дать и др. — инструктирует Сергей Антонов, адвокат по медицинским делам, кандидат юридических наук, руководитель Центра медицинского права, научный сотрудник Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины. — Не лишним будет и компьютерное моделирование, если оно есть в клинике, тогда можно четче представить, скажем, какой формы величины станет грудь, нос или ушные раковины после операции. После распечатки результатов моделирования, пациенту и представителю клиники желательно поставить подписи на таком "проекте" — тогда не будет разговоров, что "я рассчитывал на одно, а получил другое". Также в договоре обязательно должны быть перечислены возможные операционные риски и осложнения, обязательства клиники в случае некачественно предоставленной услуги. Нередко в договоре (или приложениях к нему) указываются, какие могут быть последствия после операции (в которых нет вины врача), например, рубцы, снижение чувствительности, отечность, болезненность в течение какого-то времени, изменение цвета кожи в холодную погоду и др. После оплаты операции важно взять расчетный документ — чек или квитанцию к приходному кассовому чеку — без этого доказать в случае чего, какую суму вы заплатили за услугу, будет тяжело".
Пациенту на заметку 1. Наведите справки о клиниках и ее специалистах, посмотрите фото «до и после». 2. Проверьте лицензию клиники на хирургическую практику. 3. Ознакомьтесь с сертификатом специалиста и его удостоверением о прохождении курсов тематического усовершенствования. 4. Обследуйте весь организм — вдруг у вас есть противопоказания к операции или показания к терапевтическому лечению. 5. Не делайте операции без письменного договора с клиникой о медицинской услуге, в котором описаны все риски. 6. Возьмите чек или кассовую квитанцию об оплате услуги. 7. Если вы недовольны результатом вмешательства, сразу подключайте адвоката.
Если вы пострадали. Вероятность компенсации ущерба клиникой зависит от того, легально ли вы получали у них услуги и какие документы имеете на руках. "Идеально, если у пациента на руках договор и чек об оплате услуги, — говорит Сергей Антонов. — В этом случае обычно не представляет особого труда добиться от медиков устранения недостатков и осложнений. На практике они не заинтересованы потерять пациента, претензии и иски — мощная антиреклама как клинике, так и врачу — если он допустил грубые нарушения и ошибки, то может потерять хорошо оплачиваемую работу и даже больше никогда не работать в сфере пластической хирургии — информация об ошибках пластических хирургов распространяется не только среди пациентов, но и среди работодателей. Но бывает, что врач не признает себя виновным — тогда без адвоката не обойтись (а лучше посоветоваться с ним еще перед своим визитом с претензиями в клинику — чтобы не сделать юридических ошибок). Даже если у вас на руках только документ об оплате операции, вероятность защитить свои интересы довольно высока.
А вот если документов нет никаких, то добиться компенсации будет тяжело. "В этом случае алгоритм такой: настойчиво обращаетесь с претензиями к тому специалисту, который вас оперировал (в большинстве случаев он постарается «тихо» и бесплатно решить все проблемы). — информирует адвокат. — Если же он не идет навстречу, нужно официально обращаться к руководству медучреждения, где вас оперировали, требовать выписку из вашей медицинской карты (если такую, конечно же, оформляли) с полной информацией что именно за вмешательства проводились и кто их делал. Чтобы юридически закрепить негативные последствия неудачной операции, обращайтесь в другие медучреждения и просите заключения о состоянии здоровья. Собрав документы, обращайтесь в органы защиты прав потребителей, в прокуратуру, в суд — везде можно доказать свою правоту и добиться компенсации. На практике, после обращения пациента в контролирующие и правоохранительные органы до этого несговорчивые эскулапы часто сами предлагают ее. Если такого такого предложения не последовало, или вы не о чем не договорились, можно (с помощью адвоката, который специализируется в сфере медицины) подать исковое заявление в суд, который решит вопрос о выплате справедливой компенсации".